Инвалид в кресле губернатора

04.09.2007 в 11:03
Вр.и.о. губернатора Николаевской области Алексей Гаркуша

Вр.и.о. губернатора Николаевской области Алексей Гаркуша

«Второе пришествие» Алексея Гаркуши во власть разные люди характеризуют по-разному. Одни – как стихийное бедствие, другие – как откровенную промашку секретариата Президента, третьи – как очевидную глупость. Тех, кто положительно отозвался бы о назначении Гаркуши, автору этих строк встречать пока не довелось.

 

За два месяца, прошедших с момента реинкарнации Алексея Николаевича на губернаторском посту, всем стало очевидно: руководить областью в нынешних условиях у него не получается. В обладминистрации царит полный разброд. «Валятся» серьезные вопросы, влияющие на состояние дел в области. Месяцами «висят» на счетах деньги, уже пришедшие на счета финуправления, но так и не дошедшие по назначению. Ситуация с заместителями становится уже просто анекдотичной. По администрации бродят какие-то сомнительные личности без какого-либо статуса, но с правом раздавать команды работникам аппарата. При этом зачастую у этих самых личностей оказывается и гербовая печать облгосадминистрации (!), и факсимиле временного губернатора. Штампуй, что душе угодно – хоть долговые обязательства, хоть разрешения, хоть запреты. И ведь штампуют...

 

В чем же причины управленческого фиаско Гаркуши, именующего себя глубоким профессионалом? На этот вопрос нет однозначного ответа. Очевидно, что здесь оказывают влияние несколько факторов. Главный из них – это то, что Алексей Николаевич весь свой управленческий опыт приобретал в рамках репрессивной системы, когда главным «управленческим» механизмом были «наезды» со стороны различных репрессивных органов: милиции, прокуратуры, налоговой, СБУ и т. д. Такой стиль управления Гаркуша ярко продемонстрировал в 2000 – 2004 годах и довел его практически до совершенства. Многие в Николаевской области на собственной шкуре изведали, что такое «управление» по-гаркушински! Сейчас же, когда силовики выполнять команды временного главы особо не торопятся, Гаркуша попросту растерялся. Как влиять? Что делать? Убеждать, доказывать, аргументировать он не умеет. Достаточно внимательно послушать его речь. Она бессвязна и неинформативна, переполнена незаконченными фразами, постоянными перескакиваниями с одной темы на другую и т. д. Понять что-либо, даже при большом желании, очень сложно.

 

Накладывает свой отпечаток и очевидная временность пребывания Гаркуши в должности исполняющего обязанности главы ОГА. Все заметнее становится, что Алексей Николаевич во что бы то ни стало стремиться продержаться хотя бы до 30 сентября. Прямо, как Мальчиш-Кибальчиш: «Нам бы только день простоять, да ночь продержаться...». Дальше 30-го, похоже, он и не заглядывает: если блок Литвина пройдет в Верховную Раду, Гаркуша с легким сердцем усядется в депутатское кресло. Если нет – в занимаемой должности он усидит ровно до того момента, когда закончат считать голоса.

 

Но есть и еще одна причина, которая, видимо, оказывает серьезнейшее влияние на управленческую беспомощность временно исполняющего обязанности и объясняет очень многое. Оказывается, Алексей Николаевич Гаркуша... инвалид второй группы! Да, да, не удивляйтесь – именно инвалид, и именно второй группы. Инвалидность ему была оформлена еще в конце 2006 года, о чем свидетельствует протокол от 17.11.06 3-й МСЭК Заводского района г. Николаева. Алексею Николаевичу и пенсия по инвалидности назначена!

 

Вот тут и кроются ответы на многие вопросы. Инвалидность второй группы – это вам не шутка. Вот как звучит формулировка в критериях определения инвалидности: «Основанием для установления второй группы инвалидности является резко выраженное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеванием, последствиями травм, врожденными дефектами, которые не нуждаются в стороннем постоянном присмотре или помощи, но приводят к выраженной социальной дезадаптации вследствие резко выраженного затруднения обучения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, передвижением, самообслуживанием, участии в трудовой деятельности или невозможности трудится». Какие уж тут шутки.

 

Хочу быть правильно понятым. Разговоры о том, что у А. Н. Гаркуши не все в порядке со здоровьем, ходили давно. Никакого злорадства по этому поводу автор не испытывает – от болезни никто не застрахован, и всякий больной человек, независимо от своего статуса и социального положения, вправе рассчитывать на сочувствие и помощь общества. Это – общепринятые в цивилизованном обществе нормы. Но в цивилизованном обществе принято и другое – граждане имеют право знать многое о том, кто ими управляет, в том числе и о состоянии его здоровья. Управленческая деятельность – не самый легкий хлеб, а уж работа губернатора, на котором лежит ответственность за полуторамиллионную область – и подавно. Работа губернатора связана с постоянными нервно-психическими перегрузками, предусматривает ежедневные контакты с сотнями самых разных людей, требует быстрого принятия адекватных, выверенных решений. Рабочий день в 12 – 14 часов – для руководителя области скорее правило, чем исключение. Скажите на милость, как все это может делать человек, у которого, судя по группе «...выраженная социальная дезадаптация вследствие резко выраженного затруднения обучения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, передвижением, самообслуживанием...»?

 

Кроме того, для заболевания, на основании которого Алексею Николаевичу установлена вторая группа инвалидности, характерна «астеническая и неврозоподобная симптоматика», а при тяжелом течении болезни могут проявляться «синдромы помрачённого сознания, аффективные (депрессивные, маниакальные) и галлюцинаторно-бредовые психозы». Об этом можно прочитать даже в медицинской энциклопедии.

 

Стоит ли после этого удивляться, что Алексей Гаркуша терпит фиаско в своей деятельности? Вполне очевидно предположить, что работоспособность его резко снижена вследствие болезни, и все старания продуктивно работать – тщетны. Более того, непосильные нагрузки рано или поздно приведут к обострению заболевания. Зачем это нужно?

 

Конечно, социальная адаптация инвалидов – дело нужное и важное, и в последние годы даже в нашей стране начали кое-что делать в этом направлении. Но заниматься этим должны Министерство труда и социальной политики, местные советы, общественные организации инвалидов. Инвалид имеет право жить полноценной жизнью, и общество обязано предоставить ему такую возможность. Но общество должно предоставить инвалиду посильную работу, которую он сможет выполнять без ущерба для собственного здоровья и без риска для других. Никому ведь не приходит в голову отправить инвалида в космический полет. Существуют четкие ограничения для различных видов деятельности, и это вполне справедливо. Представьте себе, что вы оказались пассажиром самолета, у пилота которого «выраженные затруднения ориентации и контроля за своим поведением». Представили? Впечатляет? В похожей ситуации сегодня оказалась вся Николаевская область.

 

Во всем этом есть еще один интересный аспект: сообщил ли Алексей Николаевич о наличии у него второй группы инвалидности главе Секретариата Президента Виктору Балоге, который, как известно и «продвигал» его на должность? Если скрыл – может очень нехорошо получиться.

 

Конечно, имеет право на существование и еще одна версия – никакой такой тяжелой болезни у А. Н. Гаркуши нет, и инвалидность у него «липовая». Но тогда это уже должностной подлог, уголовная статья, и заниматься этим должны правоохранительные органы. Куда ни кинь – всюду клин.

 

После всего вышесказанного не может не возникнуть вопрос: зачем ему, Гаркуше, все это надо? При его инвалидности, при очевидной неспособности справиться с ситуацией, при явно неблагоприятных для него внешних обстоятельствах. Что же столь привлекает его в должности, которую он, судя по всему, занял всего на несколько месяцев? Почему не сидится на спокойной «проффесорской» должности в университете «Украина»? Деньги? Вряд ли – за время прошлого губернаторства, судя по некоторым сведениям, ему удалось кое-что скопить «на черный день». Работа? Тоже сомнительно, особенно в свете «достижений» за два месяца. Власть? Вот тут следует задуматься. Власть Гаркуша любит и пользоваться ей умеет. Он вообще принадлежит к тому типу людей, которые ценят власть больше всего на свете, и которых к ней ни в коем случае нельзя подпускать на пушечный выстрел. Но та власть, которой он располагает сейчас – ничто, по сравнению с той, которая была у него еще три года назад. Ни тебе былого страха, ни подобострастия, ни уважения – одна головная боль и неприятности.

 

Похоже, Гаркуше просто очень захотелось вернуться. Кем угодно – губернатором, депутатом, заместителем министра. Вероятно, захотелось всем доказать: «Рано списали Гаркушу! Он вам всем еще покажет кузькину мать!».

 

Интересно, покажет или нет?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив