«Миссия Нансена» на Николаевщине в период голода 1921-1923 годов

05.08.2015 в 18:59

Несмотря на большое количество публикаций, освещающих различные аспекты социально-политической и экономической обстановки в нашем крае в 1920-х гг., данный период по-прежнему нельзя назвать всесторонне изученным. Одной из таких тем является помощь «Миссии Нансена» голодающему населению Николаевщины в 1921-1923 гг. Осознавая масштабы той трагедии, следует воздать должное людям, благодаря которым были спасены тысячи жизней. Среди них выдающийся норвежский полярный исследователь, политический и общественный деятель – Фритьоф Нансен.

Нансен оказался первым человеком, сумевшим пересечь на лыжах Гренландию в 1888 г. Инициатор и руководитель Норвежской полярной экспедиции 1893-1896 гг.. во время которой не только впервые достигнут Северный полюс, но и получены важнейшие данные о Северном Ледовитом океане (в частности, опровергнуто весьма распространенное на тот момент мнение о наличии на Северном полюсе большого массива суши). Добавим, что Нансен был автором проекта специально предназначенного для дрейфа во льдах судна «Фрам» (с норвежского «Вперед») на котором проходила экспедиция. В дальнейшем на «Фраме» будут совершены в 1893-1912 гг. три экспедиции к Северному и Южному полюсах. По завершении экспедиции Нансен приступает к общественно-политической работе. Занимает пост посла Норвегии в Британии, после Первой мировой войны активный деятель Лиги наций (состоял Верховным комиссаром Лиги наций по делам военнопленных), лауреат Нобелевской премии мира 1922 года. И, что особенно важно в контексте темы данной статьи – один из организаторов международной помощи голодающим Поволжья и Украины.

Возникновению голода в Украине способствовал ряд причин. Среди них – как климатические факторы (засуха), так и политические (Первая мировая и гражданская войны, революция). Село страшно обеднело. На территориях, которые в смутное время находились под властью противоборствующих сил, реквизировалась запасы зерновых и скот. Хлебная монополия и продразверстка также приводили к сокращению крестьянами производства продуктов до уровня текущего собственного потребления. Отсутствие легального частного рынка хлеба и значимых запасов зерна у правительств советских республик, разруха на транспорте и только начавшие свою деятельность новые институты власти дополнили негативную картину.

Для координации действий по борьбе с голодом 18 июля 1921 г. создается Центральная комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол) при ВЦИК, под председательством Михаила Калинина. По просьбе Ленина, писатель Максим Горький, как авторитетная на международной арене фигура через западную печать обращается «Ко всем честным людям!» с просьбой помочь миллионам голодающих в Советской России. На призыв отреагировали различные организации, среди которых оказался и Нансеновский гуманитарный комитет.

В этот период продовольственные ресурсы Украины практически исчерпались. В конце 1921 г. голод, в первую очередь в ее южных областях, приобретает ужасающий размах. В начале января 1922 г. количество голодающих здесь достигло 493 017 чел., заболевших – 14 640 чел., умерших – 4 322 человек.

Звучат отчаянные призывы о помощи со стороны представителей местной власти. Согласно телеграмме секретаря Богоявленского районного партийного комитета Николаевской губернии ситуация была таковой: «В Богоявленском районе на сегодняшний день зарегистрировано около 400 голодающих. Товарищи, пришел момент, когда необходимо остановить превращение Богоявленска во второе Поволжье. Пока есть время, нужно принять меры по предотвращению голода. Если в ближайшие дни к нам не поступит помощь, то начнутся страшные события».

Руководство губернии заявляло следующее: «Продположение Николаевской губернии поражено сильным неурожаем. Продресурсов совершенно не имеется, население живет исключительно теми средствами, которые оказывает центр… Голод захватил всю губернию, не исключая города, где голодной смертью умирают десятки людей (Николаев, Очаков). Население питается падалью и суррогатами, отмечены случаи людоедства и убийства родителями своих детей».

На этом фоне, Нансен пытается привлечь как можно более широкие круги международной общественности к гуманитарной миссии. 30 сентября 1921 г. выступая на заседании Лиги Наций, он не только призывает к помощи, но и жестко осуждает пресловутую политику «двойных стандартов». Ученый отметил, что правительства стран-членов Лиги, на словах заявляя о своем гуманизме, желают решить проблему большевизма посредством голода и гибели 20 миллионов человек. При этом, множественные и неоднократные просьбы о предоставлении 5 миллионов фунтов стерлингов (это примерно половина стоимости линкора) к правительствам Европейских государств остаются без ответа.

27 августа 1921 г. в Москве подписывается договор между доктором Нансеном и Советским правительством, копия которого хранится в Николаевском государственном архиве, формирующий Исполнительный Комитет Международной Помощи России, с предоставлением ему исключительного права распределения продовольствия, поступающего от международных организаций. Советское правительство предоставляло право беспрепятственного въезда и передвижения по своей территории всего персонала «Миссии Нансена», обеспечивало транспортными средствами для перевозки и складами для хранения продовольствия. В свою очередь, доктор Нансен обязался заниматься исключительно гуманитарной миссией, исключающей политическую либо коммерческую деятельность.

Главой представительства «Миссии» в Украине был назначен капитан Видкун Квислинг, с первых дней энергично и эффективно приступивший к исполнению своих обязанностей. Практически вся служебная переписка «Миссии» визировалась непосредственно Квислингом. Она так же дает представление о масштабности голода. В начале 1922 г. капитан констатировал: «В Украине около 7 миллионов людей умирают от голода в самом страшном понимании этих слов».

Квислинг курировал украинское направление фонда, в том числе и Николаевщину, позволим себе остановиться на этой незаурядной личности подробнее. Родившись в религиозной семье, он увлекается философией, пытаясь выработать собственное «универсальное» учение, соединяющее христианство с достижениями науки. В 1920 г. знакомится с Нансеном, посещает Украину, откуда привозит в Норвегию свою первую супругу – Александру Воронину. В следующий приезд, в 1921 г., он познакомится и вторично женится на уроженке Харькова Марии Пасечниковой. Увлечение было настолько серьёзным, что Квислинг, будучи уже женатым, увозит её на родину. Событие стало настоящим шоком для его набожной семьи. К счастью, брак окажется крепким, после смерти Марии в 1980 г. она будет захоронена рядом с могилой мужа.

Во второй половине 1920-30-х гг. Квислинг делает стремительную политическую карьеру на родине, занимает пост министра обороны, организовывает собственную политическую силу. Здесь его жизнь осуществляет очередной вираж. Сформированная им партия – «Национальное единение», создавалась по образцу немецкой NSDAP как структурно, так и идеологически. Квислинг был провозглашён «вождём», наладил контакты с Гитлером (параллельно с этим получив высшую награду Британии – Орден Британской империи). В 1942 г. в должности министра-президента возглавил коллаборационистское правительство Норвегии. Вместе с правительством арестован 9 мая 1945 г., приговорен к смертной казни и 24 октября того же года расстрелян. Воистину, пути Господни неисповедимы…

Полномочным представителем «Миссии Нансена» по Николаевской губернии и непосредственным подчиненным Квислинга был назначен доктор Плотицин. Утвержден список штатных сотрудников «Миссии» в городе, насчитывающий 12 человек и получавших должностные оклады на общую сумму 50 460 руб. в месяц. Кадровый состав технических работников открывавшихся столовых (поварихи, их помощники и прочие) формировался в соответствии с запросами «Миссии» к Бирже Труда. С развитием деятельности увеличивался и штат. В августе 1922 г. число лиц получавших оклады равнялось 23 при сумме 83 328 руб. в месяц.

Свою первостепенную задачу Квислинг видел в организации столовых и пунктов питания. Примечательно, что первые шаги в этом направлении им были сделаны еще до официального подписания соглашения между Советской Россией и доктором Нансеном. 14 июля 1921 г. на имя Уполномоченного представителя УССР по Николаевской губернии отправлено распоряжения Квислинга, согласно которому в столовых «Миссии» должны питаться 60% детей и 40% взрослых. В телеграмме от 29 июля 1921 г. речь шла о необходимости, в связи с эпидемией холеры, в срочном порядке обеспечить дезинфицирующими средствами пищевой пункт Нансена в городе Николаеве, базирующимся в Трудовой школе № 4.

Параллельно с этим осуществлялась непосредственная выдача продовольствия населению в виде сухого пайка (детям: муки 11,25 фунта, крупы 6 ф., взрослым: муки 5,625 ф., крупы 2 ф.).

Отметим многогранность деятельности «Миссии»: от снабжения продуктами питания и лекарствами, открытия передвижных столовых с медпунктами, до подвоза дров и установки отопительных котлов. Но главная помощь предназначалась детям. По данным Помгола на Николаевщине насчитывалось 490 332 детей, из которых 264 943 голодало. Именно для них «Миссия Нансена» открывала пищевые пункты первоочередно.

В августе 1922 г. органы Советской власти Николаевщины уведомлялись: «В ближайшее время в городе Николаеве планируется открытие детской столовой на 500 человек «Международной Лигой помощи детям», средствами «Всемирной Еврейской Конференции Помощи», входящей в Международную Миссию профессора Нансена. Доктор Адлер – директор столовых «Международной Лигой помощи детям» в Украине хлопочет об отводе для столовой соответствующего оборудованного и отапливаемого помещения».

Запрашиваемое помещение выделили на углу улиц Советской и Спасской, для обогрева которого городская власть выписала 200 пудов дров. 17 сентября 1922 г. детская столовая № 5, рассчитанная на 500 человек накормила первых голодающих.

В период распространения летних инфекционных болезней (холера, дизентерия) детям до 5-летнего возраста разрешалось получать пищевые пайки на дом. Вместе с продуктами питания работники «Миссии» выдавали мыло и медикаменты, проводили вакцинации. После стабилизации эпидемиологической ситуации дети должны были питаться исключительно в помещении столовых. Делалось это с целью недопущения съедания другими лицами, в том числе членами семей продовольствия, предусмотренного детям, поскольку паек был рассчитан на одного ребенка. Кроме того, по дороге домой ребят зачастую грабили, отнимая еду. Представители «Миссии» ввели правило, согласно которому ребенок должен был лично явиться в пищевой пункт и съесть свою порцию на месте.

Распространенной в то время была практика отправки детей в менее пострадавшие от голода области. Так, из Херсона на Черниговщину было вывезено 80 ребят. Но в связи с тем, что голод в регионах наступал не одновременно, случались накладки. Исходя из доклада Председателя Николаевского губернского Совета, дети Донбасса, прибывшие зимой 1921 г., видя полуголодную жизнь Николаевщины, с весенним теплом начали разбегаться, пополняя армию беспризорников. Властью принято решение об отправке оставшихся в приюте детей к родственникам, в свою очередь «Миссия Нансена» обязалась предоставлять им помощь по месту жительства.

Несмотря на трудности, борьба с голодом путем открытия пунктов питания давала позитивные результаты. Статистика свидетельствует, что в октябре 1921 г. в Николаевской губернии функционировало 28 столовых, обслуживающих 1030 человек, главным образом, детей, в декабре столовых было уже 55, а детей, получающих питание – 9403, в марте 1922 г. – 90 столовых, кормивших взрослого населения – 25313 человек и 34506 детей. В августе месяце количество пищевых пунктов организованных комитетами Помощи голодающим равнялось 196 единицам, в которых питалось 46331 взрослых и 68350 детей, действовало еще 365 пунктов питания под эгидой благотворительной организации «АРА» и 22 «Миссии Нансена». Общее количество голодающих Николаевского уезда в этот период равнялось 79 678 взрослых, и 79 418 детей. Предоставленная помощь исчислялась следующим: рожь 5.269 пудов (один пуд равен 16 кг. 380 гр.) и семь фунтов (один фунт это 0,454 кг); горох 2799 пудов и 15 фунтов; ячмень 872 пуда и 30 фунтов. Деньгами – 156 262 руб.

Несмотря на конструктивную позицию органов власти по отношению к работе «Миссии Нансена», на местах имелись несогласованности. При этом реакция со стороны вышестоящих органов была незамедлительной. В июне 1922 г. начальник ст. Херсон наложил штраф в размере 126 млн. руб. на организаторов сопровождавших грузы «Миссии». Приказом Уполномоченного УССР при иностранных организациях по Николаевской губернии тов. Капустянского штраф был аннулирован, подобные действия к грузам для голодающих строго запрещались в дальнейшем.

Открытие столовых в сельской местности происходило при тесном сотрудничестве «Мисси Нансена», Николаевского губернского комитета Американской администрации помощи «АРА» и органов власти на местах. Схема была следующей. В селе создавался добровольный комитет помощи детям, который вместе с сельским советом находил и оборудовал помещения под столовую, склад, нанимал техперсонал.

После составления списков наиболее нуждающихся детей комитет сообщал о нем уездному инспектору организаций, который лично либо через контролера проверял его действительность. Далее инспектор выдавал разрешение на получение продуктов. Строгим условием являлось требование к администрации столовой по первому требованию представлять необходимые отчеты относительно своей работы.

Инспекционные поездки, как правило, осуществлялись в заранее определенные конкретные дни – четверг, пятница и суббота. Органы власти обеспечивали инспекторов транспортом.

Для недопущения разворовывания продуктов из амбаров, они запирались на два замка. Ключи от одного из них хранились у председателя комитета помощи детям, от второго – у заведующего столовой. Процесс приготовления обедов и их последующей раздачи проходил под контролем членов комитета.

Согласно установленным правилам, пищу в столовых могли получать дети в возрасте до 14 лет, прошедшие медицинское обследование (там, где это было возможно) и признанные голодающими. Горячий обед выдавался в строго установленное время. В ноябре 1922 г. утверждена норма недельного пайка, выдаваемого детям в зоне деятельности Международных гуманитарных организаций. Его размер был следующим: рис – 8,02 золотника, сало – 2,1, молоко – 8,42, какао – 0,54, сахар – 3,74, бобы – 4,71, мука – 14,68, соль – 1,00 золотник (1 золотник равен приблизительно 4 граммам).

Добавим, что открытие столовых в сельской местности сопровождалось серьезным риском для жизни людей, перевозивших и охранявших продовольствие. На территории края действовали разрозненные банды, промышляющие разбоями и грабежами, забиравшие хлеб у голодающего населения. И это были далеко не комичные отряды «идейного атамана Грициана Таврического», как в комедии «Свадьба в Малиновке».

Согласно сводок губернского ЧК, в Ново-Бугском уезде «3 апреля банда в 20 штыков, 8 сабель и на 10 подводах под командованием Свища, именующейся Черный Ворон, произвела налет на ст. Казанка, где разрушены технические средства, забрано около 100 пудов пшеницы, тяжело ранен агент Продкома… 12 апреля бандой Свища произведен налет на ст. Белая Криница Херсонского уезда, захвачено 190 пудов пшеницы и 10 пудов подсолнечного семени…». К счастью, долго «геройствовать» бандитам не дали: «25 апреля эскадроном Кавполка была преследуема банда Свища. В районе Николаевки банда была настигнута. Зарублено 15 бандитов, отобрано 7 лошадей и одна тачанка».

Деятельность «Миссии Нансена» продлилась до середины 1923 года, когда благодаря хорошему урожаю с голодом было покончено. Постепенно справились с бандитизмом, наладилась работа заводов и предприятий. В целом, за время своей работы через «Миссию» в Советское государство поступило более 90 тысяч тон продовольствия и около 640 тон медикаментов. Организованы тысячи столовых. Совокупный объем денежной помощи – 4 млн. долларов (по тогдашнему курсу). Ориентировочное количество спасенных от смерти – около 6,5 млн. человек.

Архивы Украины, в частности Николаевской области, содержат достаточно содержательный материал относительно «Миссии Нансена». Поиск и популяризация документов, ярко показывающих, как благодаря помощи Фритьофа Нансена сумело выжить целое поколение наших земляков, должны быть донесены до широких кругов общественности.

Игорь Николаев, доктор исторических наук, ННУ имени В. Сухомлинского

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив