Почему российские женщины терпят сексуальные домогательства

08.03.2018 в 16:56
Почему российские женщины терпят сексуальные домогательства

Почему российские женщины терпят сексуальные домогательства

Леонид Слуцкий известен среди депутатов российского парламента как весьма экстравагантный коллега. Председатель комитета Госдумы критикует США как «мирового полицейского», но он также становится героем и некоторых скандальных ситуаций, например, когда он едет в аэропорт на полицейском автомобиле, чтобы объехать пробки.


Последние сообщения о Слуцком также носят скандальный характер — и в какой-нибудь западноевропейской стране скандал бы уже давно разразился. Но не в России. При этом обвинения против 50-летнего мужчины весьма серьезные: якобы во время интервью с его стороны были допущены словесные домогательства в отношении молодой журналистки из парламентского пула и даже прикосновения к ней. Но скандала не произошло: Слуцкий отверг все обвинения в свой адрес, проведение расследования тоже маловероятно.


Алену Попову это не удивляет: «Ведь даже наш президент шутит об изнасилованиях». В подобном климате таким политикам, как Слуцкий, бояться нечего, говорит предпринимательница и феминистка. На самом деле, в России ни один мужчина не будет нервничать из-за обвинений в сексуальных домогательствах. В уголовном кодексе это не определяется как состав преступления. «В России посторонний мужчина может схватить женщину за грудь, и если она после этого вызовет полицию, ее высмеют по телефону», — говорит Попова. В России принято обвинять даже жертву изнасилования в том, что ее постигла такая участь. Два года назад домашнее насилие даже было в значительной степени декриминилизировано, хотя в России от насилия в семье ежегодно страдают десятки тысяч женщин.

Почему российские женщины не протестуют? На первый взгляд ситуация в стране имеет идеальные предпосылки для такого движения, как #MeToo. Но, за исключением незначительных акций в социальных сетях, оно отсутствует. Возможно, это связано с тем, что русские более привержены традициям, чем жители Западной Европы? Социологи говорят обратное: во многих отношениях Россия — современное и секуляризованное общество.


У большинства россиян вопрос абортов или участия женщин в политической жизни не вызывает проблем. То, что женщины получают высшее образование, работают по профессии и принимают активное участие в жизни общества, под сомнение не ставится. Но то, что и сегодня приходится требовать соблюдения прав женщин или коллективно обсуждать несправедливое к ним отношение, многим россиянкам кажется странной историей из царских времен — это одна из причин, по которой лишь немногие россиянки увлекаются феминистическими проблемами.

Сегодняшнее, по крайней мере, правовое соответствие нормам равноправия в России XX века в основном опиралось не на влияние женского движения, как на Западе, а на советское государство, которое дало установку на раскрытие потенциала половины своего населения для рынка труда. «Здесь просто не было никакого истинного феминизма, который боролся бы за индивидуальные права», — говорит социолог Анна Темкина из Европейского университета в Санкт-Петербурге.


А с тем, что касается темы сексуальности, дело обстоит еще сложнее, говорит социолог. Это связано с тем, что то, что исследователь гендерных проблем Темкина называет «сексуальной культурой», в России существует в причудливом противоречии — с одной стороны эта культура носит современные черты, а с другой — весьма традиционные. Да, Россия тоже пережила сексуальную революцию, говорит социолог, однако намного позже, чем Западная Европа и при других условиях.


В последние два десятилетия Советского Союза произошла детабуизация сексуальности, что освободило женщин от необходимости вступать в брак, возросло число половых партнеров, предохранение стало обычным делом, объясняет Темкина. Женщины отошли от пуританской сексуальной морали своих родителей, они хотели нравиться и совершенно осознанно ощутить мужское внимание.


Но в отличие от Запада, где эти процессы сопровождались широкой публичной дискуссией, в которой участвовали также феминистки и левые, советское руководство пресекало любые публичные дискуссии о сексе. А после развала СССР на первый план для большинства россиянок вышло не сексуальное равноправие, а вопрос выживания.


«Внезапно женщины оказались должны не только работать и заботиться о детях, как этого требовала советская власть, но и выглядеть как модели», — говорит предпринимательница Попова. Внезапно такой, отличный от советской эпохи, образ женщины появился в газетах и на телевидении. Болезненное время перестройки и нехватка в 1990-е годы мужчин вынудили российских женщин пойти на уступки, которые однажды стали новой нормой, считает Попова.


Таким образом, в России и сегодня о сексуальности говорят иначе, чем на Западе: часто с использованием терминов из традиционных представлений о мужественности и женственности. Российское общество не развило языка, который охватил бы новую реальность отношений между мужчинами и женщинами, говорит социолог Темкина. «Мужчина пристает по своей природе».


Естественно, многие российские женщины видят себя объектами мужского вожделения и выставляют свою женственность напоказ. Поэтому многие из них воспринимают критику сексуальных домогательств как нападение на их женскую идентичность, считает социолог, то есть шансов на подобную #MeToo акцию практически никаких. Но это может измениться, считает Попова. «Постепенно и в России начинают говорить о том, что мы должны показать мужчинам границы». Она надеется на молодых россиянок, которые не пережили травматические 1990-е годы. «Они уже не дадут себя в обиду мужчинам».

Die Welt, Германия

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив