Сергей Кантор о николаевском футболе: «Главная цель — завершить реконструкцию стадиона». Часть 2

24.01.2019 в 11:46
Сергей Кантор

Сергей Кантор

Эпопея с реконструкцией Центрального городского стадиона тянется уже давно — более 20 лет. Началась она еще при всеми забытом мэре Бердникове, продолжилась при мэре Чайке и плавно перешла к его преемникам. Ремонт объектов и замена элементов, из которых состоит стадион, стоит огромных денег, которые не всегда удается выделить из городского бюджета. Но если завершить реконструкцию не удастся или она будет продолжаться еще десять лет, говорить о каких-либо перспективах николаевского спорта (а это не только футбол, но и легкая атлетика, велоспорт и другие игровые и неигровые виды спорта) будет вряд ли возможно.

О том, что уже сделано на стадионе, почему не было сделано раньше, что предстоит сделать и почему 2019-й год может стать для николаевского футбола знаковым — «Новости-N» поговорили с депутатом городского совета, попечителем МФК «Николаев», главой наблюдательного совета АО «ЗАВОД «ЭКВАТОР» Сергеем Кантором.

  

Часть 1 доступна по ССЫЛКЕ

  

«Заняли иждивенческую позицию»

 

- Поговорим теперь о самом стадионе. На какой сейчас стадии процесс его реконструкции?

- На сегодня мы имеем центральный газон, которому 54 года. При этом у нас играют две профессиональные команды – МФК «Николаев» и МФК «Николаев-2». Было принято решение построить тренировочное поле, но несколько его изменив. Для того, чтобы в первенстве первой и второй лиг мы могли принимать команды дома, я договаривался с Федерацией футбола Украины, что мы построим тренировочное поле, на котором будет не менее 500 мест и табло. Нам дадут возможность в течение сезона играть на тренировочном поле и в это время менять газон на основном поле.

Проект мы разработали, тендер отыграли. Но и зарплаты, и стоимость элементов растет. И если в 2017-м году стоимость проекта составляла 42 млн, то когда мы его откорректировали в 2018-м году, он уже стоил 47 млн. Все эти затраты заложены в программу социально-экономического развития, и их правки в сторону увеличения — процесс очень болезненный. Когда мы начинаем просить увеличить эти суммы, мы не всегда находим поддержку.

Технология реконструкции стадиона, именно центральной чаши, такова, что мы ее разделили на три пусковых обьекта, которые актуальны на 2018-й год и по которым мы имеем экспертизу из Киева. Первый — это электронное табло. Сегодня табло в Николаеве по своему разрешению — лучшее в Украине. Мы его в позапрошлом году поставили, но на сегодняшний день оно все еще не введено в эксплуатацию. Потому что по проекту система управления табло должна находиться в административно-бытовом корпусе. Поэтому табло есть, а системы управления нет. И с марта 2018 года АБК стоит с 95%-й готовностью и будет еще стоять ближайшие полгода. Потому что финансирование дают «по чайной ложке».

- По чьей же все-таки вине не удается завершить реконструкцию административно-бытового корпуса и ввести, наконец, его в эксплуатацию? Ведь 95% - это практически полная готовность.

- КП «Управление капитального строительства», которое выполняет технический надзор за ходом строительства, заняло деструктивную позицию. Пришел новый руководитель стадиона, которому очень сложно вникнуть в эти проблемы, и это я еще очень толерантно говорю. На сегодняшний день вопрос висит в воздухе, КП не хочет находить решение этого вопроса, я больше десяти раз говорил со Степанцом (заместитель городского головы — прим.), и он пообещал поднять этот вопрос перед мэром и все-таки заставить людей выполнять свою работу. Виновата и бывшая, и нынешняя администрация стадиона, которая тоже запустила эти работы и которая, как мне кажется, заняла позицию иждивенческую. Вместо того, чтобы генерировать какие-то идеи и искать пути их реализации, они пустили большинство процессов на самотек. Дошло до того, что я слышу эпосы — мол, чем Кантору будет хуже, тем нам лучше. При чем здесь Кантор? Хуже всем, кто занимается спортом на Центральном стадионе!

Почему мы так активно взялись за реконструкцию центральной чаши? Потому что в соответствии с международными стандартами и нормами сооружения спортивных объектов сначала необходимо сделать газон, потом легкоатлетические дорожки, а затем уже и трибуны. А чтобы стадион соответствовал нормам и правилам, нам нужно обеспечить высоту уровня газона с точки зрения безопасности. Либо установить там большие сетчатые конструкции, либо сделать так, чтобы трибуны находились на высоте не меньше 2,100 по отношению к газону. Первых три ряда в нашем проекте мы «отрезали», у нас будет высота 2,100 с учетом перил. Дальше центральный газон, который мы должны были менять в 2018-м году, и легкоатлетическая составляющая — все это в программе прописано. В 2019-2020-м году центральную чашу мы должны будем полностью реконструировать.

- Финансирования хватает, или ситуация такая же, как и с админкорпусом?

- При планировании бюджета 2018-го года было выделено 6 млн из 14,7 млн на замену газона. Это реконструкция центрального газона, без подогрева.

- А чем объяснили потом то, что не хотят выделять остальные деньги?

- Весной 2018-го года в Николаев приехал президент Петр Алексеевич Порошенко, ему показали концепцию развития стадиона, и Александр Федорович обратился с просьбой: «Мы так долго делаем стадион, из-за нехватки средств. Помогите нам с заменой газона футбольного поля». И президент сказал: дадим 15-20 млн. И это тоже сыграло свою роль в том, что не дали деньги на этот газон — понадеялись на то, что необходимые средства даст президент.

- А какой же смысл делать его без подогрева?

- Когда стал вопрос о планировании денег, и Татьяна Викторовна Казакова была исполняющей обязанности мэра, я пришел к ней, и была достигнута такая договоренность, что программа есть и газон все-таки нужно менять. И она мне пообещала на депутатской комиссии: мы даем 6 млн, а дальше при перераспределении бюджета добавим еще 18 млн. Но при этом было еще тренировочное поле, и на него тоже надо было дать еще 18 млн, а дали только 10. И в середине года, когда в свою должность вернулся мэр Александр Сенкевич и мы напомнили обо всех обязательствах, которые брала на себя городская власть, глаза у всех округлились: «Кантор сдурел. Он там непременно ворует. Мы ему ничего не дадим». Еле-еле вырвали 7 млн, чтобы закончить тренировочное поле.

- Речь идет о натуральном газоне?

- Газон тренировочного поля — натуральный. Проект в 2017 году, предусматривал расходы в размере порядка до 22 млн, но при заключении договоре они были снижены примерно на миллион. Летом, после обильных дождей, был оползень, склон «сполз» прямо на новый газон, который мы постелили. Я в это время был на реабилитации, мэр лично выезжал. Было принято решение все-таки сделать дополнительный водоотвод. В итоге была произведена третья корректировка проекта, и с учетом изменения зарплат, цены материалов и т.д., его стоимость выросла до 26 млн. И то, что мне говорят: «Вот там 8 млн еще какие-то левые», - все это чушь.

И в июне, когда мы уже готовились снимать основной газон и даже пригнали на стадион соответствующую технику, мне позвонил мэр и сказал, что нет перспективы выделения денег. В итоге все застопорилось, хотя в прошлом году у нас мог быть уже новый газон.

Предыстория подогрева такова. В начале года все проекты идут на корректировку, потому что меняется нормативная стоимость и заработная плата. Понимая, что наш проект тоже надо серьезно корректировать, я попросил аудиенции у исполняющей обязанности мэра, попросил зайти туда его первого зама Крыленко, и говорю: «Принимайте политическое решение. Это поле должно быть с подогревом, потому что завтра в Николаеве появится возможность играть в Премьер-лиге, нас заставят устанавливать обогрев. При этом у нас будет новый газон». Тогда я не получил положительного ответа. Татьяна Васильевна призналась, что не разбирается в таких вопросах. В.И.Крыленко сказал, что сейчас не время, будут проблемы – будем их решать. Я ушел ни с чем и проект откорректировали без подогрева. В середине года денег тоже не дали, и сейчас, уже в начале 2019 года, этот вопрос по-прежнему не решен, при принятии бюджета текущего года, в последний момент, политически, сумму переполовинили. Пошли по проторенному пути 2018 года. Что из этого получилось, я выше говорил. Так что пока – увы, все плохо с этим вопросом.

Но я оптимист. Сегодня уже мэр принял политическое решение, что будем делать центральный газон — с подогревом. И это уже серьезный результат совместных усилий футбольной общественности города и клуба.

- А какова его стоимость?

- Чтобы провести обогрев под газоном, под землей, необходимо 160-170 тыс. евро. Почему мы настаивали на выделении 20 млн. гривен? Эти цифры были взяты не с потолка: мы так и планировали, что 14,7 млн — это замена газона, и 5,2 млн — его подогрев. Но из необходимой суммы в 20 млн выделили 10. Половину забрали.

 

«Вместо того, чтобы использовать технику, носим ведра с песком»

 

- На сессии городского совета при принятии бюджета города на 2019 год произошла коллизия: 10 млн гривен, которые предназначались для финансирования стадиона, были сняты. Что получилось в результате и к чему это приведет?

- Публично это выглядит так: Потому что есть дворец культуры «Молодежный», который тоже реконструируется. Часть денег, которые были выделены в этом году, они не освоили. А по законам эти деньги возвращаются в бюджет и дальше могут быть перераспределены на этот же объект, но с подвижкой во времени. И чтобы не останавливался процесс реконструкции, было предложено забрать эти деньги с реконструкции стадиона и отдать их туда, чтобы дети имели возможность заниматься в художественных школах. Как это выглядит не публично, я повторяться не буду, выше уже говорил. Хотя, я думаю, эта реконструкция еще два-три года, не меньше, будет идти. А с газоном проще — мы можем его заменить за полгода. С федерацией достигнута договоренность, что они нам разрешают второй круг чемпионата играть на тренировочном поле. И чтобы его сохранить, я еще поеду в Киев, буду просить, чтобы нам первые три игры разрешили играть на искусственном газоне в парке «Победа». На этом поле клуб сделал полное техническое обслуживание и уже можно на нем играть. Хотя оно городу не передано и есть куча проблем с его текущей эксплуатацией.

- А теперь, чтобы не было пересудов, давайте разберемся с суммами. Какие суммы на какой объект уже были потрачены, а какие вам еще необходимы, и на что?

- Мы построили поле, оно стоит до 26 млн. Сейчас мы реконструируем старый газон, он будет стоить в пределах 20 млн. И представьте себе этот контраст: 50 млн вкладываем в газоны стадиона, а мы вместо того, чтобы использовать машины, которые засыпают поле песком и резиновой крошкой, а также поднимают на газоне траву, мы носим ведра с песком и таким образом пытаемся содержать их в пригодном для тренировок и игр состоянии. За полем нужен постоянный уход. Если уже вложили такие деньги, то нужна и соответствующая техника, которая будет за этим ухаживать, иначе потраченные средства улетят в никуда, это же очевидно.

- И сколько стоит такая техника?

- По сравнению с деньгами, которые вложены, не так уж и много — до 10% от общей стоимости. Я просил, чтобы эту технику включили в бюджет, и я думаю, что ее все-таки удастся купить. Если, конечно, эти деньги не «обрежут» в какой-то момент.

 

Сергей Кантор о николаевском футболе: «Главная цель — завершить реконструкцию стадиона». Часть 2Сергей Кантор о николаевском футболе: «Главная цель — завершить реконструкцию стадиона». Часть 2Сергей Кантор о николаевском футболе: «Главная цель — завершить реконструкцию стадиона». Часть 2Сергей Кантор о николаевском футболе: «Главная цель — завершить реконструкцию стадиона». Часть 2

 

 

«Будем тянуть — обойдется дороже»

 

- Проблемы стадиона — это не только чаша и газон, но и многие другие инфраструктурные элементы, о которых вы и раньше говорили и которые стоят немалых денег. Многое говорилось об ограждении стадиона. Как обстоят дела с ним?

- Мы с самого начала понимали, что одной из главных наших задач является построить забор вокруг стадиона. Инфраструктура стадиона улучшается, появляются новые площадки, завозится новое оборудование, и нужно принимать меры, чтобы все это сберечь. И мне уже тогда на голову ушаты грязи выливали: «Откуда забор за 22 млн? Кантор сошел с ума!». А я не сошел с ума. Я просто поехал в Киев на новую арену, которая тогда была построена к чемпионату Европы, пообщался с ребятами, они мне дали среднюю стоимость погонного метра такого забора и интерполируя наш периметр, получилось 22 млн. И они были забиты в программу. А дальше делаем проект в 2017-м году, находим его образ. На меня смотрели как на сумасшедшего. Модель этого забора, сделанную на заводе «Экватор» из алюминия, я приносил на бюджетную комиссию. А все, что должно быть вокруг стадиона, сделано сборным образом на заводе железобетонных изделий. Деньги бюджетные, вкладываются в рабочие места предприятий Николаева, то есть, из города не уходят. Это балка под землей, в ней квадратные отверстия, в которые входят столбы и крепятся сверху. Если надо поменять столб, снимается верхняя часть, вынимается столб и ставится новый. Весь забор или блок менять не надо. Такие же конструкции можно устанавливать и в школах, и в детских садиках — где-то два метра высотой, где-то полтора. Высоту можно менять в зависимости от пропорции.

- Как отреагировали представители власти на ваше предложение по поводу забора?

- Депутаты областного совета и губернатор обещали «подкинуть» 5 млн, чтобы с них «стартануть». Проект мы сделали еще в 2017-м году, но все подвисло в воздухе, потому что денег пока нет, ни оттуда, ни отсюда. Но если даже деньги президентские придут, и мы что-то сэкономим, то часть этих денег можно будет пустить на забор. На это уйдет примерно три года. Если сегодня он уже стоит 22-25 млн, то дальше он будет дороже. Минимальная зарплата увеличивается, а тут много ручного труда – оснастка, сборка и т.д. Если мы будем тянуть, забор нам обойдется намного дороже.

Еще одна из проблем на центральном стадионе – это коммуникации. Появляются новые объекты, они требуют соответствующей энергетики, водоснабжения, канализации… Все 50-летней давности, все это надо менять.

- Как обстоят дела с вышками освещения?

- Вышки мы засветили и в 2016-м году. С помощью народного депутата Козыря нам дали 6,5 млн из госбюджета. На эти деньги мы поставили подстанцию, установили прожекторы и осветили стадион. Но эксплуатировать их мы не можем, потому что сами конструкции металлические, они на сегодняшний день не введены в эксплуатацию. На сегодняшний день, чтобы их легализовать с точки зрения техники безопасности, надо миллион, или чуть больше. В начале прошлого года 1 млн 150 тыс. гривен нужно было, чтобы подготовить комплект документации для их легализации. Все, что удалось сделать в прошлом году – вставить эти вышки в план социально-экономического развития города Николаева. Уже, слава Богу, появились они в программе, завтра появится финансирование, тогда, дай Бог, мы их легализуем.

- Исходя из сложностей с финансированием, что вы планируете сделать на стадионе в 2019-м году?

- Заменить центральный газон. Необходимой суммы нам не дали, но я буду добиваться. Мы написали письмо Президенту, надеемся, что он все-таки поможет нам решить эту проблему. Написали губернатору, написали мэру. Я думаю, что все-таки здравый смысл победит.

Также нужно ввести в эксплуатацию административно-бытовой корпус. Деньги, которые были на него выделены — 928 или 938 тыс. гривен — в кассе есть, и их хватает. Дали 400 тыс. на мебель. Но ставить ее в корпус, который не сдан, проблематично.

Я уже говорил о том, что в прошлом году нам удалось добиться выделения 6 млн на замену центрального газона. Остальную сумму так и не дали. Несмотря на это, уже в конце года мы с Олегом Машкиным (начальник управления по делам физической культуры и спорта Николаевского горсовета — прим.) нашли вариант эффективного использования этих средств. Деньги, которые были выделены стадиону на замену газона, были перераспределены на четыре составляющие. Первая — из них дали сумму, недостающую на табло, и мы табло закончили. Оно работает в полном цвете, мы его уже запускали на одной из последних игр, оно показывало не просто счет, но и видеоматериал. Второе — из этих денег дали стадиону порядка 400 тыс. гривен на мебель. А 4 млн мы перераспределили и сделали на стадионе две площадки, которые полностью решают проблему детского футбола в центральной части города Николаева. Одна площадка находится за котельной (на месте, которое мы очистили от свалки сборного железобетона ), мы там постелили искусственный газон, засыпали песчаной смесью и резиной, она готова на 98%. Она в полном порядке, можно уже сейчас полностью эксплуатировать. Для нанесении разметки даже расчищали ее специальной снегоуборочной машинкой — планируем купить такую же в этом году.

За табло, находится ещё одна площадка, которая была давно убитая, разбитая. Занимались на ней дети и «мини-футболисты». На ее реконструкцию, по нашей с Машкиным инициативе, были перераспределены также деньги из 6 млн, на выходе она будет мультифункциональная (баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол), с полимерным покрытием. К ее реконструкции мы смогли приступить едва ли не зимой, чему виной также недобросовестное выполнение своих обязанностей работниками администрации стадиона и УКСа. Пять недель они не давали нам разрешение на демонтаж старых, убитых конструкций. Весь октябрь и начало ноября они просто «водили козу», хотя вопрос был самый простой — разобрать весь этот хлам, чтобы строить на этой площадке новую. И только 7 ноября, перед самыми морозами, они отдали нам ее в демонтаж. 8-го мы ее заасфальтировали, потому что полимер ложится на асфальт, и дальше в мороз, в снег мы ее делали. Мы эту площадку закончили в 20 числах декабря, и сегодня она уже имеет вполне приличный вид. Осталось положить полимер (который закупать не надо, он у нас уже есть) и разметить.

Сегодня сделано все, чтобы проблему с детским футболом на центральном стадионе закрыть полностью. Бытовки в АБК — европейского уровня, с теплыми полами, с туалетами, четыре блока раздевалок. Приходит команда, ей выделяется один блок. Ребята пришли, тренер закрыл, пошли, потренировались, вернулись, переоделись, помылись и т.д. Пришла другая команда – разделись в другой раздевалке. Сделано все по уму. Не стыдно.

- Но главная цель – это все-таки закончить газон. Есть ли смысл его делать без подогрева?

- Нет. Мэр обещал, что он будет все меры принимать, и со стороны областной администрации тоже был такой посыл, что все-таки они будут в этом вопросе помогать. Начат сбор подписей под обращением к Президенту. Текст обращения размещен на сайте, подписан городской федерацией футбола, ветеранами, клубом МФК Николаев. Такое же письмо мы направили мэру и губернатору, официально их зарегистрировали и запустили в социальные сети.

Я надеюсь, что все-таки мы начнем в феврале снимать этот газон. В мае-июне мы его постелим, а уже в конце июля-августе будем бегать, играть в новом чемпионате, который предшествует 100-летию николаевского футбольного клуба, на новом современном поле с подогревом, с автополивом, с новым тренером, и получать удовольствие от этих игр будут как игроки, так и болельщики, зрители и все горожане.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив