Одна из библиотек Николаева превратилась на вечер в маленькую Бурятию

28.07.2009 в 10:37

Вечером 27 июля библиотека им. Крапивницкого преисполнилась особого бурятского колорита. Звучали песни, стихи, поздравления. За чашкой чая все присутствующие были как одна семья. Обстановку, царившую в зале, можно было без преувеличения назвать домашней. Именно так Николаевское общество бурятов решило отпраздновать приезд в Николаев своих гостей из России, а заодно и приурочить свой праздник к Дню рождения Чингиз-хана.

Николаевский поэт Вячеслав Качурин в ходе мероприятия отметил, что он не раз бывал на Дальнем Востоке. В его репертуаре нашлись стихи и о Бурятии, которые он с удовольствием не только прочитал, но и спел под гитару. А самому молодому буряту, присутствовавшему на собрании – четырёхлетнему Диме Жамбалову – поэт подарил иллюстрированную брошюрку со своими стихами о Бурятии.

Семья Жамбаловых приехала в Николаев из Иркутска (Россия). Муж и жена – Салбон и Оксана – сидели в национальных бурятских костюмах. Причём, как пояснили они журналистам, это национальный стилизованный костюм западных бурятов. Западные буряты ближе к русским (несмотря на то, что «вся» Бурятия расположена на территории России), восточные же буряты имеют больше общего с монголами. Западные буряты (до Байкала) отличаются от восточных не только в языковом, культурном, но даже в религиозном аспектах («они шаманисты сто процентов», - пояснила Оксана Шамбалова), тогда как восточные буряты – «буддисты, точнее ламаисты».

- Если говорить по-бытовому, «по-молодёжному», - смеётся Оксана, - то буряты – это родственники-братья монголов.

По её словам, когда Чингиз-хан шёл сюда, часть племён отделилась и ринулась на север, где расположено озеро Байкал с его речушками и источниками. Эти люди образовали народность, которая полностью сформировалась лишь в XVIII веке.

Несмотря на внешнее сходство с монголами, буряты отличают себя от монголов.

- Языковые отличия весьма сильны – как, например, украинский язык и белорусский, - сравнивает Оксана Жамбалова. - При общих-то фразах всё, может быть, и понятно, а если брать «глубже», то не совсем.

Буряты с сожалением констатируют, что «грустный процесс – ассимиляция, когда молодёжь считает, что «Пепси» лучше, чем свои национальные традиции», коснулся и их. Тем не менее, у всех бурятов с раннего детства, можно сказать, развита установка – сохранить своё «Я», не «потеряться» на общем фоне. Буряты не стыдятся признаваться, что они – буряты. Напротив – они гордятся этим! И с радостью организовывают свои бурятские общества в тех регионах, где их количество насчитывает хотя бы несколько человек.

- Если бы вы надели свой костюм, - продолжает Оксана Жамбалова, - и если бы вы увидели девушку в таком же костюме и попытались перепрыгнуть с ней через костёр в этот ваш замечательный праздник Купала, вы бы себя, наверное, уже почувствовали иначе. Пробуждается внутри генная память. Она начинает работать, и это замечательно.

Кроме самой Бурятии, достаточно плотно буряты проживают в Иркутской и Читинской областях. Кроме этого – в Монголии (свыше 40 тыс.) и Китае (6 тыс.).

- Есть такая хорошая песня, её написала, по-моему, Пахмутова: «Любимый Иркутск – середина земли…». Так оно и есть. По железной дороге – что на запад, до Москвы, пять с лишним тысяч километров, что на восток. Поэтому нам что та граница континента, что эта граница континента – весьма далеки. Нам ближе Монголия и Китай.

У бурятов один из главных национальных символов – образ коня, что означает удачу. Вероятно, это пошло с «кочевых» времён, когда конь считался не только средством передвижения, но и символом «корней», олицетворением мужества. Образ коня (и дракона – влияние китайской культуры) изображён и на национальном смычковом инструменте бурятов, который состоит из двух струн и называется «морин хур». Под звуки этого инструмента мужчины «поют горлом» (т.н. «горловое пение»), а женщины подпевают им.

У бурятов есть поверье: если в жизни что-то не ладится, нужно на самое большое дерево возле дома повесить кусочек ткани с изображением коня – чтобы этот «конь» развевался по ветру и дарил своему обладателю веру в себя и удачу. Это подобие знамени называется «химори».

Чтобы сохранить своё «Я», свои корни и культуру своего народа, о чём уже говорилось, каждый бурят старается вести свою родословную. Считается, что «полноценная» родословная идёт до восьмого колена по отцовской линии. Ведь даже если он придёт за советом к шаману или к ламе (лама для бурята – как священник для христианина), то тот обязательно спросит: «Кто ты?» - и человек должен будет назвать свой род.

Вероятно, именно с этой целью – не забывать свой род и помнить, «кто ты» - бурятские общества проводят подобные встречи и приезжают друг к другу в гости. Николаевское общество, как отметила его председатель Юлия Федоренко, насчитывает всего 20 человек. Всего же в Украине проживает около 500 бурятов.

Очень хорошо работа бурятского общества поставлена в Киеве. Большей частью это объясняется тем, что обществу хорошо помогает Юрий Ехануров – первый заместитель главы Секретариата Президента, бывший министр обороны, экс-Премьер-министр, бурят по национальности. Николаевские буряты знакомы с ним и характеризуют его как доброго, чуткого, отзывчивого человека…

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив