Доллару и гривне запретили «прыгать» в течение дня

18.11.2009 в 11:39

Два дня осталось коммерческим банкам и их обменным пунктам работать по старым правилам. С 20 ноября начинают действовать изменения НБУ относительно проведения валютообменных операций. И уже в пятницу, 20 ноября, финучреждения не будут менять курс валют в течение рабочего дня. Т. е. во всех обменниках и кассах одного банка граждане смогут наблюдать одинаковые значения курсов.


Касается это всех иностранных валют, а не только самых востребованных – доллара и евро, скачками по которым Нацбанк и объяснил необходимость введения ограничений со своей стороны. «Я думаю, что НБУ внедряет упреждающие меры, чтобы избежать чрезмерных колебаний в условиях, когда денег от МВФ на пополнение валютних резервов, а значит, и объемов, которыми можна манипулировать для поддержания курса, ограничен», – подчеркивает Ярослав Жалило, директор Центра антикризисных исследований. По его мнению, «чтобы жить с таким голодным пайком резервов, надо и дальше внедрять административные ограничения для валютного рынка и даже усиливать их. В условиях, которые сложились, когда очень много причин влияют на курсовую динамику, а НБУ не имеет лишнего ресурса, чтобы глушить потенциальные скачки за счет валютних интервенций, их надо ограничивать».

С такой точкой зрения категорически не согласны финансисты. Во первых, на рынке не одну неделю наблюдается сбалансированный спрос и предложение валюты. И хотя, согласно статистике НБУ, в октябре украинцы купили почти в два раза больше СКВ, чем продали, и в полтора раза больше, чем в предыдущем месяце, непосредственно ажиотажа не было и на котировках этот спрос не отразился. «Мне кажется, что рынок насыщен долларом. Мы действительно в сентябре продали долларов в 2 раза меньше, чем в октябре. Но дело в том, что мы и купили в два раза больше. Поэтому баланс существует, заявил Владимир Хлывнюк, председатель правления банка «Финансы и Кредит» во время закрытого заседания финансового клуба, проводимого аналитическим изданием «Зеркало Недели».

Вторая причина по которой банкиры не воспринимают запрет НБУ - он может привнести ненужные ожидания и спровоцировать дестабилизизацию на рынке. К тому же они считают решение Нацбанка запоздалой реакцией на летние колебания курса. «Постановление НБУ крайне редко и сложно проводить за один день, подчеркивает Борис Тимонькин, председатель правления «Укрсоцбанка». «Я думаю, что оно зародилось в период взлета валюты в конце августа - сентября на инспирированной панике ослабления гривни. В этот момент и были даны поручения его подготовить. Месяц-полтора оно проходило согласование в аппарате Нацбанка, и вышло сегодня». Я не думаю, подчеркивает Борис Тимонькин, что оно реально что-то улучшит или ухудшит. Но какую-то волну слухов и ожиданий ненужных оно все же породило». Поэтому участники морально готовятся к реакции рынка.

В пятницу они уже будут работать по новым правилам. Ответственность за обменные курсы возлагается на председателей правлений банков. До начала рабочего дня они должны устанавливать единый курс покупки и продажи инвалют приказом или распоряжением по банку. Все остальные руководители лишены таких полномочий. Кроме того, курсы должны будут колебаться в рамках той маржи, которую будет устанавливать Национальный банк по операциям на наличном рынке.

И этот момент, равно как и ограничения по суммам продажи в одни руки в течении одного дня и по паспортам, эксперты и финансисты называют наиболее спорным. Если валюта под действием каких-либо факторов начнет колебаться на межбанковском рынке, то операции на наличном рынке могут стать невыгодными. Чтобы избежать риска потерть от возможных неблагоприятных для банка курсовых колебаний, они будут работать на границе максимальной маржи, разрешенной регулятором. Но даже это не поможет, если значения межбанка отклонятся от рамок курсовых коридоров НБУ. На наличном рынке валюта просто пропадет из обменных пунктов. Ее можно будет сдать по минимальному курсу, предложенному коммерческой структурой.

Ограничения хороши, подчеркивают аналитики, в условиях спокойного и прогнозированного рынка, без волнений и ажиотажного настроя, и если все банки будут придерживаться единых установленных правил игры. «На самом деле, говорит господин Тимонькин, если все будут так работать - то ничего очень страшного не случится. Ведь почему часто начинаются дергания курса? Когда ты работаешь по одному значению, а тебе вдруг звонят из другого горда и говорят, что у них пошел какой-то тренд, все упало, никто ничего не продает, очереди в кассах. И начинается - давайте повышаться, или наоборот – в зависимости от ситуации. Здесь уже нужна быстрая реакция. А если все без исключения будут работать по системе «единый курс» на целый день то это, как бы нормально. Сума в одни руки тоже немаленькая. Вот если бы было 800 гривен, то могли бы думать, что это фактически запрет. Сумма гораздо больше. Ну, будут неудобства».

Подобные ограничения Нацбанк уже вводил год назад в момент ажиотажного спроса на валюту и роста курса. Действовало оно недолго и его незаметно отменили. Банкиры не исключают и сейчас подобного сценария. И подчеркивают - чисто психологическое влияние будет минимально. Даже если украинцы не будут видеть смены курсов в обменках, гораздо существеннее на подогрев ажиотажа влияет факт отсутствия валюты в пунктах обмена. Ответ «НЕТ» в 3-4 пунктах и у клиента начинается лихорадочный поиск. В условиях предстоящего, пока только теоретического, выхода на рынок 75 % депозитов вкладчиков Укрпромбанка, которые готовится выплачивать Родовид ( а это более 5 миллиардов гривен), не помогут никакие ограничения. «Почему 75? Потому что именно столько забрали вкладчики самого Родовид Банка, подчеркивает Александр Охрименко. Людей, которые год ждут доступа к своим деньгам, не заманят оставить деньги в банке никакие льготные проценты и условия.

 

UBR.UA

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив