Чтобы сносить самозастрои, городской власти нужны деньги и полномочия

09.02.2010 в 17:03

Городское управление архитектуры и градостроительства отслеживает факты самозастроев, но повлиять на нарушителей может лишь в редких случаях. Об этом говорили сегодня в ходе заседания в малом зале горисполкома.

Со слов начальника отдела учета и контроля за объектами градостроительства Александра Нефедова, горожане почти всегда относятся к управлению архитектуры, как к инстанции, которая больше всех виновата в том, что «архитектурное лицо» города искажено. Хотя архитектуру и облик города портит не управление, а именно самовольное строительство, потому что его инициаторы ведут строительство «подпольно», не получая разрешений ни в управлении архитектуры, ни в органах местного самоуправления, ни в других городских службах.

Управление архитектуры, как было отмечено в ходе мероприятия, не имеет эффективных рычагов воздействия на таких нарушителей. Оно не может ни протоколы составлять, ни штрафы накладывать. При обнаружении незаконного объекта, горисполком обращается в другие инстанции, которые имеют право привлечения к ответственности.

Гориполком ежедневно направляет письма в инспекцию архитектурно-строительного контроля, которая принимает оперативные решения, останавливает строительство, дает предписания, штрафует. Но и в этом случае решить проблему удается редко: штрафы слишком маленькие и применять их можно не каждый день. Несчастные 170 гривен, которые самозастройщику придется выплатить — ничто по сравнению с грандиозным трех-, четырех- или пятиэтажным «планом», который он воплощает в жизнь.

Жалобы идут в прокуратуры, оттуда — в суд. Но даже решения суда о сносе объекта не всегда приводят к ожидаемому результату. У застройщика, ясное дело, разрушать то, что он только-только отстроил (и снова тратить свои деньги), рука не подымется, а городские власти не имеют финансовых возможностей и должных полномочий для сноса или демонтажа незаконно возведенного объекта.

Один из ярких примеров — шестиэтажное здание, отстроенное у пересечения улиц Садовой и Потемкинской скандально известным николаевским бизнесменом Рафаэлем Горояном.

- По иску прокуратуры решение принято на снос. Кто, где? - с возмущением отозвался заместитель мэра Владимир Гуллер. - Я ему лично говорил: руки в ноги — и вперед! Он пытается сегодня с мешком ходить по городу, по Украине — может быть, вдруг не получится снести. Нет рук — кем сносить. Это огромные затраты сегодня — снести шестиэтажное здание. Кроме того, у него в подвале находится огромная подстанция, которая обслуживает банк «ОТР» напротив.

На заседании был назван лишь один пример положительного разрешения истории с незаконным строительством — когда была снесена пристройка у подъезда дома по проспекту Мира.

Однако, снос самозастроя — в настоящих условиях может рассматриваться скорее как исключение из правила. Тому есть несколько причин. Во-первых, одна-единственная на всю область инспекция ГАСКа чисто физически не сможет отследить и разобраться со всеми случаями самозастроев. Во-вторых, самозастройщики редко когда обращают внимания на письма с требованием остановить строительство. В-третьих, горисполком не имеет необходимых рычагов и возможности физически повлиять на самовольных застройщиков — нет структуры, которая осуществляла бы снос самовольно построенного объекта после получения решения суда о сносе.

В качестве одного из путей решения проблемы В. Гуллер предложил вернуть городские ГАСКи.

- И тогда можно спрашивать с ГАСКа, который входит в состав управления архитектуры, за плохое исполнение обязанностей, за приемку объектов, не готовых в эксплуатацию. За то, что в паспорте фасада он красивый, а по факту ввода в эксплуатацию — противно глянуть. Крыша — пожалели денег на металлочерепицу, она в грязном шифере. Благоустройства нет. Входы убитые разбитые. Цвет какой-то, извините, позорный. Вот тогда можно спрашивать общественности и всем остальным...

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив