Директор ТРК «Норма» Олег Баранов: «Телекомпания была заблокирована по заказу...»

24.10.2009 в 14:07

Прошло более двух недель со дня первого обыска сотрудниками СБУ на ТРК «Норма». На сегодняшний день ситуация для телекомпании остается неутешительной. Головная ретрансляционная станция опечатана, доступа к оборудованию обслуживающий персонал не имеет, и как дальше будет развиваться ситуация, можно только лишь догадываться. Чтобы понять, что же все-таки сейчас происходит с телекомпанией, «Новости N» обратились к ее  учредителю  Олегу Баранову.


«Нам предъявили обвинение по экзотической статье...»

- Олег Николаевич, давайте начнем, так сказать, с самого начала — как проходил первый обыск и чем он был аргументирован?

- На момент первого, да и второго обыска меня в Николаеве не было, но я был в курсе всего происходящего. Я  ждал, честно говоря, надеялся, что после первого обыска все утрясется. То есть, пришли люди, что-то взяли, что-то посмотрели, составили какие-то акты - и на этом дело закончится. Но когда ситуация начала нагнетаться — произошел второй обыск — мне пришлось все бросить и ехать в Николаев.

- А где Вы находились?

- Я на тот момент был в отпуске и находился в Трускавце в санатории. Понимаете, я до последнего надеялся, что ситуация утрясется. У нас здесь ведь достаточно специалистов для того, чтобы разобраться в этих вопросах.

- На сегодняшний момент Вам уже какое-то обвинение предъявили?

- Да. Телекомпании «Норма» предъявили обвинение по статье 381 «Незаконное вмешательство в средства связи». Для телевизионщиков это, знаете, вообще экзотическая статья.  Я не знаю ни одного случая, чтобы по ней в отношении каких-то телекомпаний возбуждались уголовные дела. С трудом представляю, что там собираются расследовать. Но я понимаю, что господа из СБУ попали в неприятную ситуацию и понимают последствия этого. И они сейчас ищут что-то связанное с раскодированием, такие, знаете, «полухакерские» вещи среди этих спутниковых каналов, ищут какие-то хакерские карточки и приспособления... Видимо, искали они именно их. И во время первого обыска, и во время второго они ничего не нашли.

- Сейчас головная станция опломбирована или сотрудники СБУ сняли пломбы?

- Сейчас она опломбирована. Там находится оборудование телекомпании, там находится уникальная станция «MAXIMUM». Это экспериментальная станция цифрового телевидения. Там находится оборудование компьютерной сети «Амрон», но они еще хоть как-то поддерживают связь с оборудованием через Интернет. А связи с телевизионными системами, понятное дело, нет. Обыск проходил, как бы это сказать, достаточно непрофессионально... Приезжали какие-то эксперты, пытались разобраться в системе. Они пытались разобраться, что происходит с оборудованием, абсолютно не понимая, как оно работает. В итоге что-то заблокировали, что-то просто вывели из строя, что-то забрали. Вытащили какие-то карточки. В общем, что-то там творили — и станция головная стала. И как она там работает, в каком она режиме работает, мы можем узнать, только когда включим телевизор (смеется).

- На сколько процентов сейчас работает головная станция?

- Головная станция на сегодняшний день фактически  наполовину  выведена из строя. Это что касается так сказать телевизионных дел. Что касается Интернета, то там идут сбои. В субботу нам туда предоставили доступ, мы вставили несколько карт, которые были изъяты. Это карты РТР-планеты и ОРТ. Почему-то сотрудников СБУ интересовали именно они.

- Документы на карты этих телеканалов у Вас имелись?

- Безусловно. Документы на них находились у нас в офисе. Несколько карт, которые открывают ряд каналов, до сих пор находятся в СБУ. Они их хотят отдать на экспертизу и прочее, прочее, прочее. Я абсолютно спокоен в этом отношении, прекрасно знаю, что там ничего уголовного нет, но как дальше будут развиваться события, непонятно.

- Олег Николаевич, Вы говорили, что головная ретрансляционная станция «стала». Можете рассказать поподробнее об этом?

- В субботу, когда наши специалисты заходили вставлять возвращенные две карточки (им чуть больше часа дали на это) они кое-что успели там привести в порядок. Совсем чуть-чуть смогли сделать, потому что там уже начались необратимые процессы — начало «лететь» оборудование.  Уже сгорело несколько вентиляторов, там сейчас предпожарная ситуация. Что будет дальше? Для того чтобы привести станцию потом в порядок придется проделывать достаточно сложную стендовую настройку. Это по срокам займет не меньше недели. В чем смысл этого? Вот уже прошло более двух недель, как туда нет допуска, и мы, честно говоря, не видим в этом смысла. Пусть приходят эксперты, пусть смотрят, мы сами, в общем-то, хотим в этом всем разобраться, требуем, чтобы приводили экспертов и разбирались, но при этом дали нам возможность нормально работать.


«Норму» «заказали» конкуренты?


- С чем это может быть связано, по вашему мнению?

- Есть две причины. Одна причина криминальная, а вторая - политическая. Это дело готовилось давно...

- Имеются ли у Вас какие-то предположения, кому это может быть выгодно? Если это, конечно, так сказать, заказ...

- Понимаете, у нас есть фамилии заказчиков. Вернее, мы предполагаем, мы ведь все-таки не следственные органы. Поэтому, с одной стороны, здесь, конечно, конкурентная борьба на уничтожение предприятия.  Абсолютно точно прослеживается рейдерский захват. Ведь сегодня по всем домам, где подключены наши абоненты, ходят люди и предлагают за копейки переключиться к конкурентам. Это началось практически сразу после обыска, и совершенно понятно, что это выгодно нашим конкурентам.

- И кто-то отказывается от услуг «Нормы» на сегодняшний день?

- Конечно. Если нет половины каналов, а ему предлагают тоже самое сейчас, но за меньшие деньги, то, безусловно, люди начали отключаться.

- Вы можете назвать сумму убытков, которые уже понесли? Хотя бы примерно.

- Это все примерно, как вы сказали. Но я прикидываю, что ущерб уже составил порядка полумиллиона гривен. Это и по отключенным абонентам, и по поврежденной технике. Кто и как за это будет отвечать и собирается ли, мы не знаем. Задача наша сейчас какая? Решить эту проблему законными методами. Мы пишем официальные письма депутатам, мы обращаемся во все инстанции, мы обращаемся к нашим знакомым, друзьям.

Мы прекрасно понимаем, что «покалеченная» станция дает услугу некачественную, и брать за нее старую сумму нельзя. Поэтому нам пришлось в два раза уменьшить абонплату, чтобы хоть как-то объясниться перед людьми. Им ведь трудно все это объяснить. Как им будешь рассказывать про этих работников СБУ, УБЭП и других? Люди платят деньги и хотят за них получать качественную услугу.

- Среди определенного круга людей бытует мнение, что все эти обыски связаны, якобы, с долгами компании за лицензию...

- Вопрос лицензии — это предлог. У нас есть лицензия оператора телекоммуникаций, взята она в НКРС. Лицензия Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания для «кабельщиков» не нужна. Объясню почему. Для чего нужна вообще лицензия? Существует эфир - эдакое ограниченное достояние государства. Вот этот эфир можно делить: это для «5 канала», это для «7 канала», это для «12» и т. д. Вот для этого и существует Национальный совет, чтобы разделить и продать этот эфир. И при этом продать на определенных условиях — эфир государственный, поэтому работайте по таким-то правилам. «Кабельщики» никакого отношения к телеэфиру не имеют. У нас могут быть две кабельные системы, три кабельные системы — у них своя собственная среда. И года 3-4 назад мы в суде это доказали, и лицензирование «кабельщиков» было отменено. Потом придумали новую систему. Вдруг с бухты барахты придумали провайдера программных услуг. Что такое провайдер программной услуги? Как вы думаете?

- Я так понимаю, что провайдер - это поставщик Интернета, но, по идее, в данном случае какой-то другой программной услуги...

- Нет. Провайдер программного лицензирования... это тот, который как бы дает содержание. Лицензированная программная услуга провайдера это что такое? Это лицензированное содержание, в данном случае услуг кабельной сети. А вот если открыть Конституции Украины, то там есть Закон об информации. Так вот он гласит: «Предварительное согласование содержания называется цензурой».  А на Украине она категорически запрещена. То есть, на сегодняшний день лицензирование кабельной услуги - это цензура. И закон, который этим руководит — он нелегитимный. Более того, там есть подзаконные акты —  около 15. И вот буквально недавно состоялось очередное судебное заседание, решение пока не принято, но фактически уже можно говорить, что ни один этот законный акт от Нацсовета не будет удовлетворен. Поэтому все это лицензирование недействительно. И именно поэтому лицензия -  это вторичная причина. Когда приходили сюда, когда вскрывали головную станцию, когда возбудили дело по статье 381 «Вмешательство в средства связи». По этой лицензии мы, кстати, судимся. Этот процесс идет, и его трогать пока не надо, а то мы сейчас будем говорить по лицензированию и это может быть расценено как давление на суд. А,если,коротко-то получать незаконно действующую лицензию-аморально.А бороться с ее получением-Гражданский долг.

- Ну хорошо! А как насчет информации, что «Норма», якобы, проиграла суд фирме «Торсат» по договору с которой «Норма» и транслирует российские телеканалы?

- Мы не проигрывали суд. Это ложь. Я официально заявляю, что фирме «Торсат» суд проиграли наши конкуренты. Мы еще никому судов не проигрывали. Я скажу больше, фирма «Торсат», после того, как мы к ним обратились, буквально за два дня изготовила нам дубликаты карточек и передала их сюда. Вставить их мы смогли только в субботу. Но четыре карточки «Maximum» до сих пор находятся в СБУ, и мы их не можем вернуть. 

Почему был переброшен разговор на тему лицензирования? Потому, что стало понятно, что тема вот этого вмешательства в средства связи, то есть в эти вот системы декодирования, не прошла. Нужно было как-то оправдать ночной обыск. Знаете, когда там сидит какой-то деятель и пишет, что это был осмотр места преступления... Извините! До двух часов ночи, с вышибанием дверей... Ну, это просто смешно. Какой это может быть осмотр места преступления?.. Это был просто жесткий обыск с четким желанием что-то найти. Но так как ничего не было найдено, видимо, и пошла тема лицензирования. Но я думаю, и это не прокатит. Сейчас пошла другая тема — пришла бумага, что все документы, а это тысячи договоров, мы должны собрать и везти туда (УСБУ — авт.). Потому что 13 числа начали копаться в бухгалтерии предприятия. На сегодняшний день бухгалтерия занимается копированием документов, поскольку первичной документации, я так понимаю, мы обратно можем и не дождаться. Мы ведь подозреваем, что могут что-то и не вернуть, а работать надо, и поэтому делаем копии, тысячи и тысячи копий, и отвозим туда.

- Насколько я понял, Вы считаете, что телекомпанию «заказали»! Кому это нужно?

- Здесь сложились сразу несколько обстоятельств и интересов. Это и шустрые ребята, которые «организовали» СБУ... Которые сказали, что мы заведем дело и собьем деньги, там есть такая организация. Это и наши конкуренты.

- Вы имеете в виду бывших сотрудников?..

- Да, безусловно. Среди них есть и довольно известные люди. Но, повторюсь, — это наши предположения, поскольку мы не являемся следственными органами и не можем проводить подобные мероприятия.

- Последний вопрос — в свете происходящего, что Вы намерены делать  дальше?

- Понимаете как... Мы сейчас находимся в самой дурацкой ситуации. Заблокирована головная станция, 1000 людей, перед которыми мы пытаемся объясниться... Сейчас стартовала предвыборная кампания, и здесь вообще очень непонятная позиция. Изначально вообще была версия, что это удар по власти. Потому что, действительно, большего вызова злобы у людей на власть после подобных действий трудно себе и представить. Это просто было похоже на какую-то провокацию. По прошествии  двух недель у меня сложилось впечатление, что они (СБУ - авт.) ищут специалиста инженера-техника, который бы мог сделать фиктивное заключение. Что можно делать в такой ситуации? Бороться, бороться и еще раз бороться. Я уверен, что нам удастся доказать свою правоту.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив